Самоубийство близких: что мы можем сделать?

За иностранным словом «суицид» скрывается трагедия, от которой не застрахован ни один человек. Ведь даже в самих себе мы не всегда можем быть настолько уверены, что можем гарантировать, что нас, в минуту уныния не постигнет соблазн забыть о Боге и Его благом промысле. Но самоубийство это не только грех человека, решившего презреть Божью помощь и самостоятельно распрощаться с жизнью, это еще и трагедия для родственников и друзей этого человека.

Как же быть тем, кого так или иначе коснулось это несчастье, у кого близкий, родственник или же друг ушел из жизни самым неестественным образом?

Прежде всего, надо победить в своей душе отчаяние. Горе, скорбь, плач — все это естественно в этой ситуации, только не отчаяние. Ваш близкий уже впал в пропасть, именуемую отчаянием, достаточно одной жертвы. Даже для самоубийцы не все потеряно, а уж для оставшихся, пусть и в одиночестве, но живых, всегда есть место для активного действия.

Я говорю «не все потеряно» потому, что, во-первых, далеко не факт, что человек не раскаялся в своем поступке. Порой покаяние приходит в последнюю долю секунды, когда остановиться уже поздно. Известны случаи, когда выжившие самоубийцы рассказывают, что их последней мыслью было сожаление о содеянном и желание все изменить. Нельзя утверждать, что ваш близкий не раскаялся, просто не смог ничего сделать, чтобы сохранить жизнь. Но, даже если в конкретном случае произошло иначе — неизвестно, что же произошло дальше. Со смертью душа человека переходит в иное состояние. С одной стороны, отсутствие тела налагает ограничение на душу, не имея главного инструмента управления душой, мы становимся косными, неспособными к моментальным изменениям. Но, с другой стороны, снимается завеса «кожаных риз» и душе открывается мир таким, какой он есть, не однобоко-плотским, но полноценным, душа осознает истинную цену всему. А, значит, ушедший из земной жизни лучше нас осознает всю трагичность произошедшего. И здесь ему нужна наша деятельная помощь.

Да, самоубийц не отпевают. Причин этому две. Во-первых, и это принципиально важно, Церковь отказывает в отпевании самоубийц по причине того, чтобы этим отказом попытаться остановить еще живых, допускающих для себя возможность суицида. Пускай это кажется жестоким, но ради спасения многих других душ Церковь применяет такую дисциплинарную меру. Подобное можно видеть в большой семье. Порой родители видят, что провинившийся ребенок нуждается больше в жалости и сострадании, нежели в наказании, но пожалеть шалуна значит потворствовать его проступку в глазах его братьев и сестер. Церковь — очень большая семья…

Вторая же причина заключается в том, что современный чин отпевания совершенно неприменим для тех, кто скончался в разрыве с Церковью. Неоднократно в молитвах покойный именуется «почившим в вере» и даже «верно почившим». Исходя из этого, строго говоря, отпевать нельзя даже тех, кто на момент смерти жил невоцерковленно, не говоря уже о тех, кто сам отверг Бога, решив без Него распорядиться своей жизнью. Но отказ в общецерковной молитве — не окончательный приговор человеку. Остается домашняя, личная молитва за такого человека, и эта молитва целиком ложится на плечи тех, кто так или иначе близок самоубийце.

Был в моей жизни случай, когда из жизни ушел мой знакомый. Неверующим его нельзя было назвать, воцерковленным — тоже. И вот наступила Радоница, обхожу приходское кладбище, служа заупокойные литии. Подхожу к могиле знакомого самоубийцы, и мой затылок буравят десятки глаз — как поступит священник? Пройдет мимо, сделав вид, что забыл человека или же нарушит правила и отслужит литию? Я снял облачение, отдал пономарю кадило и произнес слова молитвы преподобного Льва Оптинского: «Взыщи, Господи, погибшую душу раба Твоего (имярек): аще возможно есть, помилуй. Неизследимы судьбы Твои. Не постави мне в грех молитвы сей моей, но да будет святая воля Твоя». Молитва священнослужителя, совершенная как частное лицо, возымела положительное действие, об этом позднее говорили как о добродушном поступке. Хотя само отрицательное отношение к самоубийству было неоднозначно продемонстрировано.

Вот и вам, оставшимся в живых родственникам, надо усердствовать в молитве о душе покойного. Пускай скорбь, грусть, боль потери перерастут в деятельное чувство сострадания, тогда молитва о безвременно почившем станет важной частью вашей жизни и сможет помочь в изменении загробной участи самоубийцы. То, что молитва за усопших крайне важна, говорит тот факт, что преподобный Серафим Саровский всех своих духовно близких просил молиться об упокоении своих родителей. Родители Преподобного были праведной жизни христиане, однако даже они нуждались в загробной молитвенной поддержке. Что же говорить о нашем случае.

Кроме молитвы, как учат нас святые отцы, большое значение имеет милостыня за усопшего. Преподобный Сергий Радонежский после смерти своих родителей раздал их имущество в качестве милостыни за их души. Так и нам следует подавать нуждающимся, молясь, чтобы Господь принял эту милостыню за самоубийцу, прося о молитве тех, кому мы подали. Милостыня, конечно, не должна ограничиваться деньгами, гораздо важнее помочь нуждающемуся именно тем, в чем он нуждается.

И вот мы посвящаем много времени молитве о безвременно ушедшем из земной жизни, раздаем милостыню в память о нем, что еще мы можем сделать? Если наша жизнь после произошедшей трагедии изменится, если это, самое страшное зло, послужит тому, что мы серьезно задумаемся о своих душах, начнем жить полноценной христианской жизнью, как сейчас принято говорить, воцерковимся, то это послужит самым большим стимулом к изменению посмертной участи самоубийцы.

Произошедшая трагедия должна отрезвить близких самоубийцы. Мы должны понять, что и мы сами, если мы живем вне Бога, духовные мертвецы. Должно произойти изменение в нашем сознании, вся серьезность нашего положения предстала перед нами и, если мы просто закроем на это глаза, продолжим свою духовно беспечную жизнь, тогда не только не поможем уже почившему, не только повредим себе, но и спровоцируем в дальнейшем возможность суицида в своем окружении. Легко отвернуться от той страшной реальности, которая предстала перед нашими глазами. Сложно потом жить с такой обманутой совестью. Поэтому воцерковление близких самоубийцы втройне важное дело. Необходимо начать регулярно ходить в храм, усердствовать в домашней молитве, посвящать часть ежедневного времени чтению Евангелия и духовной литературы.

И последнее, о чем хотелось бы сказать. Ваш близкий — не единственный человек, который подошел к роковой черте и перешагнул ее. Есть еще тысячи тех, кто сейчас стоит на этом страшном пороге жизни и смерти. Ваш долг любви — помочь им. Найдите для того, кто задумывается об этом страшном поступке, слова поддержки и утешения, помогите теми средствами, которые у вас имеются: временем для беседы, деятельной помощью, может быть, даже финансово, ведь и это — та милостыня, о которой говорилось ранее. А еще ваша помощь нужна близким тех, кто уже ушел из жизни в результате суицида. Если вы смогли хотя бы частично перебороть в себе остроту болезненной потери, то другие еще не смогли это пережить. Помогите тому, кто страдает безутешно, поделитесь с ним частицей своего душевного тепла.

Да, жизнь после страшной трагедии самоубийства не заканчивается ни для самого самоубийцы, ни для его родственников. И многое еще можно исправить. Поэтому не станем впадать в отчаяние, наоборот, сделаем все возможное, чтобы загладить последствия столь ужасного поступка. Господь поможет нам на этом нелегком поприще.

28 Июл 2012 | Протоиерей Андрей Ефанов

Запись опубликована в рубрике тем, кто рядом. Добавьте в закладки постоянную ссылку.